Каждый когда-то задавался вопросом, почему одни люди обладают финансовой независимостью, а другие работают, чтобы выжить. На этот, казалось бы, сложный вопрос есть простой ответ. Как правило, люди не обладают финансовой грамотностью и не умеют управлять деньгами.
В своей книге «Богатый папа, бедный папа» Роберт Кийосаки писал, что люди живут в так называемых «крысиных бегах». Он описывает это так: человек растет, получает хорошее образование, женится, заводит детей. Доходы семьи растут, и люди обзаводятся символами благосостояния — домом, машинами и отдыхом за границей. Потребности, как и доходы и налоги, все время растут. Люди начинают искать подработку или вторую работу, пора начинать копить на колледж, откладывать деньги на отпуск, выплачивать кредиты на новый дом или машину, а денег ни на что не хватает. А потом наступает время, когда пора откладывать деньги на старость, и вот таким образом люди попадают в бесконечную «крысиную возню», где нет ни финиша, ни победы, просто как снежный ком растут расходы, за которыми не успевают доходы, а накоплений как не было, так и нет.
Я помогаю с написанием статей и написал множество статей на тему финансовой грамотности. Для этого я исследовал эту тему. И поэтому могу с уверенностью сказать, что большую часть своих доходов человек тратит на пассивы (активы, которые со временем теряют свою ценность и не приносят денег), забывая об активах (активах, которые приносят дополнительный доход). Финансовой грамотности нужно обучать с детства, закладывать ее основы в детстве.
Решить проблему финансовой неграмотности людей можно, введя предмет в школьную программу. Некоторые страны финансируют обучение детей финансовой грамотности. Например, Великобритания ввела школьный предмет в бизнес-образование, где детей учили управлять деньгами.
В Чехии также есть предмет финансовой грамотности, где детям объясняют, что такое деньги, как распределять, контролировать и регулировать личные доходы и расходы. Учащиеся получают информацию о налогах, счетах за коммунальные услуги, сборах на продукты питания и одежду, капитальных затратах на покупку жилья и автомобиля, накоплении, инвестировании и открытии собственного бизнеса.
В США Министерство финансов запустило образовательный проект «Деньги по мере роста». На сайте есть пять разделов с информацией для разных возрастных групп: 3–5 лет, 6–10 лет, 11–13 лет, 14–18 лет и 18+ лет. Собранные здесь данные, методы, инструменты, развивающие игры и тесты рекомендуются учителям и родителям для обучения правильному обращению с деньгами. Чтобы лучше понять финансовую систему в целом, детям в школе необходимо написать сочинение на тему выпускных экзаменов. Сформулировав свою точку зрения по этому вопросу, они смогут понять сложные финансовые операции. Для этого детям также необходимо самостоятельно изучить большой объем информации и прочитать много информации о финансах. На многих сайтах есть значительная база сочинений на финансовую тематику.
В этой статье я хочу выделить несколько основных понятий, которые необходимо знать детям:
1) Мы получаем деньги за труд.
Дети не видят, как работают родители, но понимают, что тот или иной автомат (банкомат) выдает деньги, если вставить туда волшебную карточку. А еще можно приложить эту волшебную карточку к терминалу в магазине – и купишь все, что хочешь. Истинной причины, по которой выдаются деньги и оплачиваются продукты, они не знают. Поэтому им нужно разъяснить, что все это происходит, потому что мама и папа работают.
2) Деньги нужно считать.
Важно научить ребенка управлять своим бюджетом (когда начинается период карманных денег). Ребенку нужно рассказать о денежных потоках, откуда деньги взялись и куда ушли. Если вы поймете эту информацию, вы сможете более осознанно подходить к своим деньгам.
3) Вы можете сэкономить деньги.
Мечты есть у всех. Дети не такие глобальные, как взрослые, но тем не менее. Многие родители покупают своим детям все, что они хотят (потому что у самих родителей было тяжелое детство). В результате ребенок не знает, чего хочет, тонет в подарках и считает, что все к нему приходит очень быстро. Поэтому важно не высмеивать детей, оставлять им место для желаний и учиться копить на их реализацию.
4) Деньги можно отдать под проценты или взять в долг.
Да, этому тоже нужно научить ребенка в семье. Пусть мама и папа выступают в роли банка. Можно предложить ребенку деньги на хранение взрослым под процент (в качестве вклада в банк). Или если ребенку чего-то не хватает, но он хочет предложить дать в долг под проценты. Так дети хорошо изучат депозитно-кредитные отношения.
Это основные моменты, которым можно начать обучать ребенка с дошкольного и младшего школьного возраста.
Чем старше ребенок и ближе к самостоятельной жизни, тем глубже становится необходимость развивать денежно-экономические отношения. Обязательно нужно будет изучить с ребенком темы страхования, инвестирования, пенсионных накоплений, основ налоговой системы и т. д. И, самое главное, финансовую безопасность. Конечно, самый главный и лучший способ обучения ребенка — это личный пример родителей. Но если какие-то темы у взрослых «проседают», можно использовать курсы, тренинги и игровые технологии, которые помогут ребенку досконально проработать каждый вопрос.
Биография:
Эстер Краудер — блогер-энтузиаст и редактор. Чтобы улучшить свои навыки письма, он пишет статьи на различные темы. Он пишет статьи на такие темы, как бизнес, образование, компьютерные науки и т. д.